
- Вы обнаружили, что ваш ребенок не проявляет интереса к школьной жизни. Более того, нередко в разговоре с вами или с другими людьми он говорит о том, не хочет учиться. В процессе общения с ним найдите те средства, которые будут способствовать психологической настройке ребенка к школе.
- Вы пришли за ребенком в школу. Попытайтесь установить причины его радости (огорчения). Уточните затем их у ребенка или учителя, сравните с теми, которые вы сами обнаружили.
- Ваш ребенок солгал или что-то утаил от вас (это можно заметить по его глазам, движениям, репликам и т.п.). Попытайтесь без наказаний, окриков, угроз посредством эмоционального общения (внушения) заставить его во всем сознаться. Если это не удалось сделать, посоветуйтесь с другими родителями, классным руководителем, педагогом-психологом как в подобных ситуациях правильно поступить и добиться положительного результата. Найдите после этого свои ошибки, наметьте пути их устранения.
- Просмотрите вместе с ребенком детский мультфильм. После просмотра обсудите поступки положительных и отрицательных героев. Убедившись, что ребенок одобрительно относится к некоторым отрицательным поступкам героев, разубедите его, докажите, что они ведут себя неправильно. Не все положительные поступки тоже могут быть замечены ребенком. Сумейте построить общение так, чтобы он все-таки «открыл» их пользу для себя и для других.
- Вашему ребенку шесть — семь лет. Вы столкнулись с тем, что он не желает уступить место старшим в общественном транспорте. Попытайтесь без принуждения и физического насилия убедить его так, чтобы он добровольно и охотно уступил место. Если не удалось это сделать в первый раз, вникните в причины, породившие черты эгоизма в ребенке. Найдите в другой раз более действенные средства убеждения, благодаря которым ребенок беспрекословно уступит место старшим.
- Младшие школьники крайне любознательны. Они любят слушать рассказы старших, сами читают детские книги. Используйте это для формирования читательского интереса сына или дочери. Вместе с учителем подберите для них книги, которые воспитывали бы у ребят патриотические чувства, уважение к людям различных профессий. Беседуя с детьми, пытайтесь выяснять направленность их интересов и устремлений.
- У вашего сына или дочери не получается с письмом. Вы нервничаете, повышаете голос, подчас даже наказываете (что крайне недопустимо!). От этого ребенок теряется, начинает бояться вас и своих очередных ошибок и продолжает писать еще хуже. Попытайтесь, общаясь с ним, полностью перестроиться. Используйте только ободряющие слова, интонации и предложения типа: «Вот в этот раз ты написал немножко лучше, молодец!», «Напиши эту строчку так ровненько, как ты умеешь ставить в ряд своих игрушечных солдатиков», «Кто тебе сказал, что эту букву трудно писать? Совсем нет!», «Если ты напишешь этот рядок также красиво, как и первый, я тебе что-то интересное расскажу» и т.п. Сравните результаты труда ребенка и первом и в последующих случаях.
- При посещении знакомых или родственников поставьте целевое задание и понаблюдайте за ними по следующей схеме: 1) насколько они доброжелательны и вежливы в общении с детьми; 2) проявляют ли «речевую гибкость», то есть насколько разнообразно строят беседу с детьми; 3) стимулируют ли инициативу детей и прислушиваются ли к их мнению; 4) тактичны ли в общении; 5) как дети воспринимают обращение родителей к ним (положительно, нейтрально отрицательно). Сравните данные наблюдений со своими действиями общении с детьми.
- Понаблюдайте, на чьи слова и обращения дети больше всего и чаще всего в семье реагируют и откликаются (отца, матери, бабушки, дедушки, других членов семьи). Изучите, за счет чего идет воздействие на ребят (повелительного пли приказного тона, доброжелательности, тактичности, умелого подбора слов и выражений, настойчивых речевых повторений и т.д.). Заметьте, при каких условиях и обстоятельствах дети выполняют ваши просьбы, а при каких — нет. Сравните данные наблюдений и сделайте выводы, необходимые для улучшения практики вашего общения с детьми.