В шаге от беды
Для начала – сухая, безжалостная статистика: около миллиона человек ежегодно сводят счеты с жизнью, иначе, каждые сорок секунд в мире кто-то убивает себя по самым разным причинам.
Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни). Суицид – является одной из основных причин смерти у молодежи на сегодняшний день. Суицид считается «Убийцей № 2» молодых людей, в возрасте от пятнадцати до двадцати четырех лет. «Убийцей № 1» являются несчастные случаи, в том числе передозировка наркотиков, дорожные происшествия, падения с мостов и зданий, самоотравления. По мнению суицидологов, многие из этих несчастных случаев в действительности были суицидами, замаскированными под несчастные случаи. И если суицидологи правы, то тогда главным «убийцей» подростков является суицид.
В среде подростков суициды особенно «популярны»: у них это третья по частоте причина смерти, самоубийства уносят больше жизней детей, чем даже войны и преступления.
И само собой на ум приходит вопрос – что же происходит с нашими детьми? Прежде всего стоит заметить, что суицидальное поведение – это фактически не только крик о помощи, это в какой-то степени ответ на глубинные переживания человека, признание своей растерянности перед тем, что для него по-настоящему актуально и что он по тем или иным причинам не в состоянии разрешить (или думает, что не в состоянии разрешить). И здесь психологи из разных стран мира единодушны в том, что причинами подростковых самоубийств становятся не экономические факторы, социальные или бытовые стрессы, как это нередко происходит со взрослыми, а стрессы, связанные с отношениями в семье, в школе, в кругу друзей и товарищей, а также общее положение дел в стране и даже в мире. Причем более 80 процентов детей, добровольно ушедших из жизни или попытавшихся это сделать, психически были абсолютно здоровы. – Надо признать, – говорит психиатр Б. Корчнев, много лет работающий с детьми, кто склонен к суициду, подвержен неясным для них самих депрессиям, – что мы живем в обществе, где нормой стал разрыв между декларируемыми целями и тем, как они реализуются на деле. Иными словами, обыденностью стали ситуации, когда утверждается одна система ценностей, а в реальности все происходит наоборот. Юность же бескомпромиссна, она не понимает наших взрослых «игр», ей не нравится, что «истина где-то там», поэтому именно подросток так легко порой впадает в депрессию. Жизнь для него уже пуста и бесполезна, раз она столь несовершенна, раз вокруг столь много лжи, предательства, глупости и зла. Это не только российская проблема, потому так много и гибнет по всему миру детей, решивших наложить на себя руки, ибо жизнь, на их взгляд, скучна и беспросветна.
Только не слушайте тех, кто утверждает, будто к суициду склонны лишь дети из неблагополучных семей. Давно замечено, что чаще кончают с собой внешне вполне благополучные ребята из семей среднего и высокого достатка. Они умны, начитанны, впечатлительны и порой крайне эмоциональны. Дети же из неблагополучных семей, как правило, обладают высокой психологической выносливостью. Хотя и им порой никаких сил не хватает выдержать все несовершенство этого мира, которое обрушивается на их головы. Они ведь тоже не железные. Мы же порой бываем столь жестоки и несправедливы к ним… А домашнему ребенку и вовсе хватает иной раз одного резкого слова, вздорного обвинения, злой насмешки со стороны взрослого или друга, или того, кому он привык доверять, чтобы почувствовать себя в жизненном тупике, из которого, по его мнению, есть только один выход. У них порой совершенно нет сил идти наперекор обстоятельствам, складывающимся не в их пользу. Детская психика настолько ранима, что ребенок может повеситься из-за конфликта с родителями или выброситься из окна после воспитательной беседы в учительской. Неразделенная любовь, влияние религиозных сект, бытовая неустроенность, отсутствие тепла и понимания со стороны родителей, внутренняя опустошенность из-за того, что «все вокруг врут», самонаказание, когда ребенок решает, что он не заслуживает права жить, или, наоборот, бегство от наказания, когда подросток убивает себя, страшась наказания со стороны взрослых, наконец, памятное многим из нас по собственному, к счастью, так и не воплотившемуся в жизнь опыту желание продемонстрировать всем, «каким был хорошим» и «пусть они поплачут теперь без меня»- мотивов для совершения суицида может быть масса.
А в последнее время все чаще причиной для самоубийства среди подростков становится слишком серьезное отношение к … учебе. Причем даже не всегда с их собственной стороны. Невольными виновниками трагедии оказываются родители. Молодому человеку постоянно вдалбливается мысль о том, что он должен непременно быть лучше всех прочих, главным образом в сфере образования – ведь без него сейчас никуда! От подростка буквально требуют совершенства:»Мы сколько сил на тебя положили, а ты, бестолочь такая, учишься плохо, экзамены завалил, не смог поступить в университет». Подобный груз непрошенных благодеяний и категорических надежд нередко непосильным бременем ложится на плечи юного человека. А как его сбросить? Да нет ничего проще – ну его вместе с этой неудавшейся жизнью. То, что реальность именно такова, подтверждает и статистика: число депрессий прямо связано с уровнем успеваемости школьников, особенно старшего возраста. И лидируют в этом печальном списке отличники, а вовсе не троечники, как можно было бы подумать.
Такой же «каплей» может стать и… Интернет. Сегодня в Сети можно найти многое. Общаться с разными людьми, купить и продать акции фирмы, отыскать жениха или невесту, а также «правильно» покончить с жизнью. Один из таких специальных сайтов самоубийц существует, например, в Сети с 1991 года. Там тебе растолкуют и насчет этой поганой жизни, и насчет того, сколь романтична Смерть, и насчет всего остального – подскажут, как следует, например намыливать веревку и куда ее цеплять, чтобы она не сорвалась, или же какая температура должна быть у воды в ванне, чтобы не так болезненно было резать вены… А не нравится этот сайт, можно отыскать другой – их сейчас расплодилось немерено. И ничего с этим не поделаешь. Ибо ребенка от компьютера сегодня уже за уши не оттащить. А правоохранительным органам за подобными сайтами не угнаться – работают там крайне осторожные люди, которые прекрасно ориентируются в законодательных перипетиях любого государства, в том числе и России. Есть против этих мерзавцев, подтолкнувших не одного подростка к роковому шагу, действенный способ борьбы. Но к судам и милиции он не имеет никакого отношения.
Дело не в том, что гуляя по Интернету, подросток может попасть на тот или иной сайт, в том числе и на сайт для самоубийц, вопрос в другом -остановится он или, фыркнув, помчится дальше? Ибо чтобы несчастья не случилось, надо получить их в реальном мире, а не в компьютере. Отсюда и совет всем родителям – будьте открыты детям, не стесняйтесь демонстрировать им свою любовь. И даже если проблемы вашего ребенка покажутся вам пустячными и смешными, подумайте всерьез – а так ли это на самом деле? И в 13 лет бывает безответная любовь, и в 5 лет ребенок может остро переживать из-за того, что его унизили. Ребенок сильно нуждается в поддержке самых близких людей на свете. Научите его выплескивать отрицательные эмоции, а не замыкаться в них. Пусть он твердо знает, что может обратиться к своим родителям по любому поводу и в любой час. Пусть он видит, что вы его очень любите и всегда готовы прийти на помощь. Проявляйте к нему нежность. Кроме того, ваш ребенок должен видеть, что и вы тоже частенько чувствуете боль или страх. Почаще жалейте друг друга. Регулярно демонстрируйте свою любовь и заботу. Показывайте, что он нужен вам, необходим. Кстати, иной раз только это и способно остановить подростка, решившего свести счеты с жизнью. Некоторые дети предпринимают попытки самоубийства лишь затем, чтобы попугать родителей. Изначально они и не собирались умирать, лишь надеялись таким образом привлечь к себе внимание вечно занятых взрослых. К сожалению, иногда «скорая помощь» не успевает вовремя, и «смерть понарошку» становится настоящей.
Большинство детей, склонных к суициду, подают окружающим своеобразные предупреждающие знаки – фактически кричат о помощи. Так обратите же на это внимание! Например, на то, что ваш ребенок начинает слишком часто рассуждать о смерти, его настроение чересчур быстро меняется, он методично приводит свои дела в порядок или, напротив, становится агрессивным, бунтует, не желает никого слушать, плачет без причины, раздает вещи, теряет аппетит, страдает бессонницей, утрачивает интерес к любимым занятиям, начинает вдруг плохо учиться, старается уединиться, становится отчужденным. Любая странность – сигнал тревоги. Особенно опасен перепад в поведении – когда еще вчера он был раздражителен и плохо спал, а сегодня вдруг успокоился и начал приводить все свои дела в порядок. Бейте тревогу! Не ждите, что все пройдет само собой. Вам пора вмешаться в его жизнь. Остановите его, подошедшего слишком близко к опасной черте. Если потребуется, то и с помощью психолога. Ведь, возможно, ваши сын или дочь стоят уже у самого края. И уж ни в коем случае постарайтесь не совершить роковой ошибки – нечаянно подтолкнув собственного ребенка в адскую пропасть только оттого, что его трагедия показалась вам маленькой, несущественной, не стоившей даже одной-единственной слезы.
Рекомендуемая литература
Книги родителям младших школьников
• Безруких М. Леворукий ребенок в школе и дома.— Екатеринбург, 1998.
• Гарбузов В. И. Воспитание ребенка — СПб., 1997.
• Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? — М., 1997.
• Джинот Хейм Г. Дети и мы.— СПб., 1996. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей.— М., 1985.
• Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки — два разных мира.- М., 1998.
• Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей.— СПб., 2000.
• Корпев А. Н., Старосельская Н. Е. Как научить ребенка говорить, читать и думать.— СПб., 1999.
• Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей.— М.: Знание, 1992.
• Леей В. Нестандартный ребенок.— М., 1996.
• Лободинй С. Как развивать способности ребенка.— СПб., 1997.
• Максимов М. Не только любовь.— М.: Знание, 1992.
• Медведева И., Шишова Т. Книга для трудных родителей. Пьесы для театров кукол и семейного чтения.— М.: Роман-газета, 1994.
• Нартова-Бочавер С. К., Несмеянова И. В., Малярова Н.В., Мухортова Е.А. Чей я – мамин или папин? Психология благополучного развода и семье с детьми.— М., 1995.
• Никольская О. С, Баенская Е. Р., Либлииг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи.— М., 1997.
• Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых.— СПб., 2000.
• Паренс Г. Агрессия наших детей/Пер. с англ.— М., 1997.
• Райнпрехт X. Воспитание без ограничений.— М., 2000.
• Сатир В. Как строить себя и свою семью.— М., 1992.
• Сесилъ Лупан. Поверь в свое дитя.— М., 2001.
• Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии- М., 2000.
• Торрен Делла А. Ошибки родителей/Пер. с чтал.— М., 1993.
• Холт Д. Причины детских неудач/Пер. с. англ.— СПб., 1996.
• Экман П. Почему дети лгут? — М.. 1993.
Книги родителям подростков
• Байярд Р. Т. Ваш беспокойный подросток. Руководство для отчаявшихся родителей/Пер. с англ.— М., 1991. Берне Р. Развитие «Я»-концепции и воспитание.— М., 1986.
• Вроно Е. М. Несчастливые дети — трудные родители — М., 1997.
• Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? — М., 1997.
• Дробинская А. О. Школьные трудности нестандартных детей.- М., 1999.
• Кон И. С. Психология ранней юности: Книга для учителя.- М., 1989.