Памятка-рекомендация родителям

Агрессивный ребенок

Часто приходится слышать от огорченных родителей: «Такой хороший был мальчик, а сейчас драчун. Его только и ругают!» К сожалению, нередко эти жалобы вполне обоснованы. Такие превращения из «хорошего, доброго мальчика» в драчуна и задиру встречаются достаточно часто.

Вспышки ярости с элементами агрессивности поведения впервые наблюдаются тогда, когда желания ребенка (получить куклу или конфетку, спрыгнуть со шкафа, потрогать хрустальную вазу, бросить в угол бабушкины очки – разнообразие таких капризов не имеет границ) не могут быть удовлетворены. Препятствием к удовлетворению желания обычно служит отказ или запрет взрослого, поскольку большая часть таких просьб, требований ребенка не может быть удовлетворена без неприятных последствий. Отказ выполнить подобное желание агрессивного ребенка и приводит к конфликту.

Как правильно вести себя в этой ситуации? Попробуйте перевести активность ребенка в другое русло. Предложите ему какую – нибудь игру или отвлеките его внимание от предмета желания. Это, как правило, позволяет избежать конфликта.

Нередко агрессивность ребенка является формой протеста против завышенных требований взрослых, загоняющих его в жесткие рамки.Подумайте, действительно ли ваши категорические требования необходимы и разумны. Отвечают ли они возможностям ребенка? Приносят ли они ему пользу? А может быть, вам следует изменить тон, форму предъявления требования?

Агрессивность может возникнуть, если ребенок непопулярен в среде сверстников. В разные возрастные периоды решающее значение для получения популярности имеют различные требования со стороны группы: высокий интеллектуальный уровень, развитая речь, хорошее физическое развитие, ловкость, высокая степень овладения различными видами деятельности, готовность делиться чем – либо. Подобные факторы полностью определяют положение ребенка в группе сверстников. Если ваш ребенок не отвечает этим требованиям, не имеет адекватных средств общения, то он может стремиться занять «достойное» положение в группе при помощи кулаков.

 Принципы общения с агрессивным ребенком

– Помните, сердитый тон, повышенный голос, многочисленные запреты и угрозы – самые неэффективные способы преодоления агрессивности ребенка. Лишь поняв причины его агрессивного поведения и устранив их, вы можете рассчитывать на положительные результаты.

– Дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессивность, перенести её на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку или разорвать «портрет» врага. Вы увидите, как быстро он успокоится.

– Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева, нелестных высказываний о своих друзьях или коллегах, не стройте планов мести врагам.

– Пусть ваш ребенок всегда чувствует, что вы любите, цените, принимаете его таким, какой он есть, понимаете его проблемы. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он знает, что очень дорог вам.

Памятка- рекомендация при общении с беспокойным ребенком

 

Вы начали замечать, что ребенок обостренно эмоционально реагирует на все происходящее вокруг. Он стал обидчивым, у него на глазах часто появляются слезы, а то вдруг наступают приступы безудержного смеха. Ребенок пока только учится управлять своими эмоциями в определенных ситуациях. Наступает момент, когда ребенок привлекает к себе внимание, и зачастую неадекватными способами. А взрослый не всегда выбирает правильную тактику поведения: он начинает ругать за «кривляния» и «истерики», не вполне понимая их. И что в результате?

Попробуем понять причины проявления неадекватных эмоций. Может быть, ребенок просто не умеет управлять свои эмоции? А может быть, он стал нервным из –за того, что мама с папой часто ссорятся? Если ребенок только и слышит: «Отстань! Не мешай!», он становится неуравновешенным, переживая такое отношение со стороны близких. Эти переживания проявляются в его эмоциональных реакциях. Подумайте, в чем причина такой неуравновешенности? Может быть, нужно просто изменить отношения в вашей

 Принципы общения с беспокойным ребенком

 – Избегайте крайностей: нельзя позволять ребенку делать все, что ему заблагорассудиться, но нельзя и все запрещать. Четко решите для себя, что можно и чего нельзя, и согласуйте это со всеми членами семьи.

 – Своим поведением показывайте ребенку пример: сдерживайте свои эмоции. Ведь он подражает вам в своем поведении.

 – Уделяйте ребенку достаточно внимания, пусть он никогда не чувствует себя забытым. В тоже время объясните ребенку, что бывают моменты, когда у вас есть другие заботы, и ему это надо понять и принять.

 – Помните, что истерические приступы чаще всего связаны со стремлением обратить на себя внимание или вызвать жалость и сочувствие.Не надо потакать ребенку, изменяя свои требования. Когда ребенок успокоится, объясните ему, почему вы поступили так, а не иначе.

 Памятка-рекомендация при общении с замкнутым ребенком

Застенчивый ребенок знает, как общаться с другими людьми, но не умеет, не может использовать эти знания. Замкнутый же ребенок не хочет вступать в контакт и не знает, как общаться. В этом различии особенностей общения замкнутых и застенчивых детей и кроется секрет коррекции этих личностных качеств.

При работе с застенчивым ребенком мы стараемся сформировать у него коммуникативные умения, а у замкнутого прежде всего формируем желание общаться и развиваем его коммуникативные навыки.

Замкнутость ребенка обычно имеет в раннем возрасте такие проявления:  беспокойство, эмоциональная неустойчивость, плаксивость, общий сниженный фон настроения, ухудшение аппетита и нарушение сна из – за малейших изменений в укладе жизни. Для этих детей характерны также страх перед чужими людьми, долго не проходящее беспокойство и скованность в незнакомой обстановке.

Как правило, такой ребенок сильно привязан к матери и очень болезненно переносит даже непродолжительное её отсутствие. Необходимо постоянно расширять круг его пассивного общения. Например, разговаривать в присутствии малыша с кем – то незнакомым или малознакомым. При этом очень важно, чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности. Поэтому при разговоре держите его за руку или поглаживайте по голове.

Постепенно у ребенка сформируется спокойное и адекватное отношение к общению, разовьется речь и необходимые коммуникативные навыки. Однако замкнутость малыша можно и нужно корректировать.

Принципы общения с замкнутым ребенком

 -Расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми.

 -Подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком.

 -Стремитесь сами стать для ребенка примером эффективно общающегося человека.

Конфликтный ребенок

Наверное, с детскими ссорами встречается каждая мама. Но одни дети редко ссорятся и быстро мирятся с товарищами, а других конфликты и драки сопровождают постоянно. Существует много факторов, вызывающих ссоры и способствующих развитию конфликтности. Ребенок постоянно задирает своего брата или сестру, детей, с которыми общается, если знает, что ему не дадут сдачи. Возможно, такому ребенку не хватает внимание в семье, а драка – хороший способ не только привлечь к себе внимание, но и показать свое превосходство над другими. Иная ситуация – ребенок, который постоянно «ищет» неприятностей. Кажется, что он специально провоцирует других детей, а в итоге сам сказывается жертвой конфликта. Такой ребенок нуждается в родительской помощи даже больше, чем задира: проблемы в его поведении сами по себе не исчезнут.

Очень важно то, насколько родители уверены в своем желании преодолеть конфликтность ребенка. Некоторые их них просят ребенка не ссориться, не проявляя при этом должной твердости. Другие родители постоянно сами нервничают, не скрывая, что ждут ссор от своих детей, жалуются на это окружающим, нередко в присутствии ребенка. Третьи быстро смиряются с этой чертой характера ребенка и воспринимают его конфликтное общение как неизбежность.

Однако с конфликтным поведением ребенка можно и нужно бороться. В первую очередь важно определить причины конфликтности. Их может быть несколько. Возможно, конфликтность является следствием эгоистичности вашего ребенка. Если дома он всегда в центре внимания, и малейшее его желание сразу же выполняется, то, разумеется, ребенок ждет такого же отношения к себе и со стороны других людей. Не получая ожидаемого внимания, он начинается добиваться его, провоцируя конфликты. В таком случае родителям необходимо не только изменить свое отношение к ребенку, но и научить его бесконфликтно общаться с другими детьми.

Возможна обратная ситуация, когда ребенок в семье «заброшен». Он вымещает накопившиеся за это обиды в ссорах. А может быть, ребенок видит, как дома мама ссорится с папой, и просто начинает подражать поведению родителей?

В любом случае почти всегда конфликтное поведение ребенка является сигналом, что и с вами что – то не так. Поэтому, будьте готовы к тому, что и вам придется изменить свое поведение, что сделать довольно непросто.Однако успеха без этого добиться будет очень сложно.

Принципы общения с конфликтным ребенком

 – Пресекайте попытки ребенка провоцировать ссоры. Следите за собой: не допускайте в семье недружелюбных взглядов друг на друга и никогда не ворчите. Конечно, у всех родителей бывают моменты, когда им просто некогда или нет сил контролировать детей. Именно тогда раздражаются «бури».

– Не стремитесь прекратить ссору, обвиняя другого ребенка в возникновении конфликта и защищая своего. Старайтесь объективно разобраться в причинах конфликтной ситуации.

– После конфликта проанализируйте его причины и те неправильные действия вашего ребенка, которые привели к ссоре. Постарайтесь вместе с ним определить возможные способы выхода их конфликтной ситуации.

– Не обсуждайте в присутствии ребенка проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их.

– Не всегда следует вмешиваться в ссоры детей. Лучше сначала просто понаблюдать за конфликтом, не вмешиваясь в него.  Может быть, дети сами смогут найти общий язык. Ведь они только учатся общаться друг с другом. Если же вы заметили, что во время ссор один из детей всегда побеждает, а другой выступает «жертвой», следует вмешиваться в такое общение, чтобы предотвратить формирование робости у побежденного.